Самарская федерация карате Кекусинкай ДЮСШ №16
ул.Урицкого 3, школа №137 8 909 371-32-25 Самара, ул.22 Партсъезда, д.15 «А» (846) 995-90-71

Этикет Додзё в Кёкусин IFK/ФКР

 Предисловие

Этикет додзё — часть традиционной японской воинской культуры, в которой определены общезначимые нормы уважительных взаимоотношений адептов воинских искусств в рамках определённого сообщества. В этикете воплощены различные аспекты культурных, духовных и моральных ценно­стей сообщества, строгая дисциплина достойного поведения, соответству­ющего духу традиции, понятиям чести, совести, благородным воинским идеалам. Собственно дисциплина поведения адепта воинского искусства является основой его продуктивного освоения и залогом обретения под­линного мастерства.

В современной традиционной практике занятий кёкусин-каратэ и в спортивных мероприятиях сохраняются определённые нормы поведения и об­щения. Они отличаются и варьируются в деталях при проведении сорев­нований по кумитэ, ката, тамэсивари, на тренировках в спортивном зале, но сохраняют свою суть. Это гармония уважительных взаимоотношений адептов традиционных воинских искусств, искусств будо, т.е. «воинского пути».

Этикет додзё, востребованный в тренировочном зале, имеет к спорту лишь косвенное отношение. В традиционном понимании додзё — «ме­сто, где ищут путь». Это не обычный спортзал, а место для самопознания в поиске «абсолютной истины», которую олицетворяет школа Кёкусинкай. Дисциплина и атмосфера в додзё помогают настроиться и сосредоточиться на целях и задачах обучения. Дух додзё, его особая энергетика, в немалой мере создаются поведением присутствующих, которое регламентируется этикетом додзё.

Следование традиционному этикету школы, соблюдение определённых правил поведения в зале не должны превращаться в фанатично догматиче­ское их воспроизведение. Со стороны учеников оно должно быть наполне­но искренним чувством уважения к старшим — наставникам, которые на­правляют на «путь истинный», помогают преодолевать трудности и всегда готовы прийти на помощь. Это означает, что и старшие изначально должны быть настроены на воспитание полноценных мастеров, воинов, достойных граждан и патриотов своей страны.

 

Этикет додзё — не догма, он изменяется со временем и варьируется в каждой организации сообразно историко-социальным условиям, культурным и религиозным традициям. Примером может послужить, в частности, этикет додзё, принятый в Международной Федерации Каратэ, IFK, Ханси Стивом Арнейлом. Как известно, Ханси отказался от «молитвенной» декламации «Клятвы додзё», введённой в обиход Масутацу Оямой. По признанию Хан­си, первой причиной было то, что в тексте клятвы, помимо общезначимых принципов воинского пути, шла речь о религиозных предпочтениях япон­цев, а именно о «богах» (синтоизма) и Будде, что вызывало протест, пре­жде всего, у представителей монотеистических религий из других стран. Вторая причина — это формализация, «заритуализованность» самой про­цедуры, провоцировавшая неискренность и лицемерие тех, кто произносил правильные слова, но вёл себя прямо противоположным образом. С этим в IKO приходилось сталкиваться постоянно. Поэтому Ханси Стив Арнейл в этикете додзё новой международной организации, IFK, сохранил лишь его суть — принцип взаимного уважения адептов Кёкусин Будо-каратэ.

Таким образом, в IFK были установлены основные правила поведения в зале, которые могли варьироваться в разумных пределах инструкторами в зависимости от задач и конкретных обстоятельств. Однако общие структурные основы этикета додзё сохраняются. Как таковые, они позволяют адептам Кёкусин IFK из разных стран, представителям разных культурных и религиозных традиций, находясь в одном «месте, где ищут путь», выра­жать взаимное уважение, устанавливая с «попутчиками» доверительные, дружеские, а порой и братские, отношения. Именно эти первоосновы этике­та додзё IFK/ФКР (от психофизического настроя на тренировку в зале до её осмысленного проведения и завершения) являются предметом нашего вни­мания.

Следует подчеркнуть, что все нормы поведения участников тренировок в зале регулируются традиционными командами на японском языке. В сущ­ности, это специальный язык международного общения в рамках школы Кёкусинкай. Его обязаны знать все члены IFK, чтобы понимать происходя­щее в зале и выполнять ключевые команды независимо от знания англий­ского языка (современного языка международного общения). Ограничен­ный по объёму язык японских терминов и команд именуется по-английски «додзё джэпаниз». В него входят и команды с объявлением названия раз­личных техник, видов кумитэ и ката, выполняемых в зале, и команды, свя­занные непосредственно с выполнением требований и норм этикета додзё. О них далее и идёт речь.

 

  1. Перед входом в додзё.
  • планируйте своевременный приход в додзё; при опоздании инструктор имеет право не допустить вас к тренировке, независимо от причин;
  • обязательно предусматривайте приём пищи минимум за 40 минут, а лучше за 1,5 часа до тренировки;
  • обязательно сходите в туалет до начала тренировки, предусмотрите сменную обувь (не босиком), чтобы при ударах в кумитэ или при физи­ческой нагрузке не получить травму;
  • ваше доги (кимоно) должно быть чистым и аккуратно выглядеть, оби (пояс) должен соответствовать вашему уровню, утверждённому на аттестационном экзамене;
  • облачась в доги (кимоно) и правильно завязав оби (пояс), вы должны настроиться на тренировку;
  • во избежание травм во время тренировки, снимите все ювелирные и другие украшения (кольца, серьги цепочки, браслеты и т. д.);
  • ногти на руках и ногах должны быть чистыми и коротко подстрижен­ными;
  • волосы должны быть аккуратно уложены; у кого они длинные, соберите и закрепите резинкой в хвост (пластмассовые и металлические заколки запрещены во избежание травмы);
  • если на тренировке запланирована работа в парах или спарринги, вы должны взять с собой в зал индивидуальную защитную экипировку (щитки, перчатки, шлем, жилет и т.д.);

 

  1. При входе в зал на тренировку.
  • выполните поклон с приветственным возгласом «Осу!»;
  • если в зале додзё находится инструктор или старшие пояса, подойдите, обратившись (Сихан, Сэнсэй, Сэмпай), и выполните поклон с возгласом «Осу!», не протягивая рук. Если инструктор сам протянул руку, тогда рукопожатием двумя руками и поклоном поприветствуйте, не опуская взгляда;
  • если вы раньше всех пришли в зал додзё и ещё нет инструктора и стар­ших учеников, предварительно разминайтесь и повторяйте изученный материал;
  • даже если кто-то нарушает дисциплину и бегает, кричит — не уподо­бляйтесь;
  • никогда не упражняйтесь в кумитэ в отсутствие инструктора, даже в игровом варианте.
  • при входе инструктора, первый увидевший его, громко подаёт возглас «Осу!», а старший пояс, находящийся в зале, подаёт команду: «Сихан, Сэнсэй, Сэмпай ни рей!» Все находящиеся в зале поворачиваются в сто­рону инструктора и выполняют поклон с возгласом «Осу!»;

 

  1. Когда инструктор подаёт команду.
  • если инструктор дал команду «Сэйрэцу!» (построиться), в какой бы час­ти зала вы не находились, вы обязаны в течение 5 секунд занять своё место в строю, любая команда выхода в стойку или для выполнения базовых техник должна быть незамедлительно выполнена;
  • если инструктор подал команду, ученики подтверждают своё понима­ние команд возгласом «Осу!»;
  • когда инструктор задаёт контрольный вопрос: «Ваката?!» (Понятно?!), ученики все вместе должны ответить «Осу!» или поднять руку, если не понятно или не слышно.

 

  1. При опоздании на тренировку, есть два способа поведения для опоздав­ших.

1-й способ применяется при небольшом количестве занимающихся, до 20 человек, и, если вход в додзё находится в прямой видимости ин­структора.

Войдя в зал, выполнив поклон с возгласом «Осу!», сядьте в сэйдза (на ко­лени) лицом к задним рядам, закрыв глаза (мокусо). Когда инструктор об­ратится к вам, подойдите к инструктору, выполните поклон с возгласом «Осу!», извинитесь за опоздание и спросите разрешение встать в строй. Если инструктор разрешил, вы выполняете поклон с возгласом «Осу!», за­тем поворачиваетесь лицом к строю, выполняете поклон с возгласом «Осу!» и какой бы степенью вы не обладали, становитесь последним в строю. Если инструктор вас не допустил к тренировке, без обсуждения выполняете по­клон с возгласом «Осу!» и удаляетесь из зала.

2-й способ применяется при большом количестве занимающихся, более 20 человек, (сборы, аттестационный экзамен и т.д.), так же, если вход на­ходится в отдалённой части зала.

Опоздав, вы должны при входе в зал (додзё) выполнить поклон с возгласом «Осу!», принять упор лёжа на сэйкэн (кулаки) и отжаться 20 раз. После подойти к инструктору, выполнить поклон с возгласом «Осу!», извиниться  за опоздание и спросить разрешение встать в строй. Последующие дей­ствия соответствуют 1-му способу.

  1. Коллективная медитация и приветствие.

В додзё IFK/ФКР в начале и в конце тренировки практикуются упорядоченные формы коллективной медитации и взаимные приветствия.

Мы не используем углублённую медитацию как самостоятельную духовную практику.

Наша задача использовать оздоровительные психофизические формы саморегуляции с помощью мысленного настроя на тренировочный процесс, а также после тренировки для снятия напряжения.

Существует 4 позиции для медитации: сидя, стоя, лёжа, при ходьбе. В Кёку­синкай используются положения сидя и стоя.

 

  • Коллективная медитация в положении сидя и приветствие в начале тренировки.

По команде инструктора «Сэйрэцу!» (построились, выровняли ряды) в течение 5 секунд все должны построиться, в соответствии со своей степенью (поясом), в иерархическую лестницу от старших поясов к младшим с пра­вого фланга.

По команде инструктора «Сэйдза!», все усаживаются на колени (ягодицы на пятках), расстояние между коленями два кулака, руки собраны в кулаки и упираются в изгибы бёдер, локти слегка согнуты.

Все должны соблюдать расстояние в рядах, локоть к локтю, а дистанция между рядами должна быть примерно один шаг.

Если у кого-то травма коленного сустава, бедра или возрастные ограничения, можно заменить позицию на «Андза», скрестив ноги перед собой.

По команде инструктора «Мокусо!» (закрыть глаза) — закрывают глаза для медитации. По команде инструктора «Мокусо ямэ!» (открыть глаза) — от­крывают глаза.

Примечание: В ранних традициях Кёкусинкай первый поклон был «Синдзэн ни рэй!» (поклон богам) и имел религиозный смысл. Ханси Стив Арнейл по этой причине убрал этот поклон в Международной Федерации Каратэ (IFK).

 

  • Первый поклон — инструктор поворачивается в одном направлении со всеми и подаёт команду «Сёмэн ни рэй!» (поклон в направлении «главной стены», на которой находятся атрибуты и символы школы).
  • При выполнении поклона необходимо руки, собранные в кулаки (на рас­стоянии кулак от коленей), поставить на пол, одновременно наклонив верхнюю часть туловища на 30°, не отрывая бёдра от пяток и не опуская глаза в пол с возгласом «Осу!».

Все выполняют поклон с возгласом «Осу!».

  • Следующий поклон — инструктор поворачивается лицом ко всем. Асси­стент инструктора, старший по степени первый в строю, подаёт команду для ведущего занятия инструктора, в зависимости от его степени (поя­са), как пример «Сихан ни рэй!».

Все выполняют поклон с возгласом «Осу!».

  • Следующая серия поклонов — инструктор подаёт команду по старшин­ству присутствующих поясов «Сихан ни рэй!», поклон «мастеру» выше 4 дана.

Все выполняют поклон с возгласом «Осу!».

«Сэнсэй ни рэй!», поклон «учителю», обладающему 3-4 даном.

Все выполняют поклон с возгласом «Осу!».

«Сэмпай ни рэй!», поклон «старшим ученикам» (до 2 дана включительно). Все выполняют поклон с возгласом «Осу!».

«Кохай ни рэй!», поклон «младшим ученикам».

Все выполняют поклон с возгласом «Осу!».

«О-тогай ни рэй!», поклон «друг другу».

Все выполняют поклон с возгласом «Осу!».

После приветствий инструктор подаёт команду «Татэ!» (встать), вся процедура выполнена, и инструктор продолжает тренировку.

  • В конце тренировки вся процедура повторяется: построение, медита­ция, приветствия, описанные выше. После поклона «Кохай ни рэй!», происходят дополнительные команды приветствия. Инструктор подаёт команду «Короби ва, татэ кудэсай!» (встаньте, пожалуйста, чёрные поя­са). Чёрные пояса поднимаются, занимают позицию фудо-дати (стойка ожидания) с возгласом «Осу!». Инструктор подаёт команду для всех остальных «Татэ!». Все поднимаются, занимают позицию фудо-дати (стойка ожидания) с возгласом «Осу!».
  • Инструктор подаёт команду «Аригато годзаимасита!» (спасибо), благо­даря всех за тренировку. Все, в знак благодарности, отвечают «Аригато годзаимасита!». Все выполняют поклон с возгласом «Осу!».

Инструктор покидает додзё, только после этого поочерёдно первый ряд старших поясов поворачиваются к младшим поясам, и все выполняют по­клон с возгласом «Осу!». Стоящие в первом ряду поворачиваются к рядом стоящим и выполняют поклон с возгласом «Осу!». Возможно рукопожатие двумя руками с поклоном и возгласом «Осу!». После этого все стоявшие в первом ряду покидают строй. Та же процедура воспроизводится в каждом ряду. Последними уходят «Кохаи» (младшие ученики).

 

  • Коллективная медитация в положении стоя и приветствие в начале и в конце тренировки.

После построения в иерархическом порядке инструктор подаёт команду «Фудо-дати!» (стойка ожидания). Все принимают позицию с возгласом «Осу!». Инструктор подаёт команду «Мокусо!» (закрыть глаза).

Примечание: для перехода в стойку мусуби-дати (стойка для медитации), отдельно команда не подаётся.

Все принимают позицию мусуби-дати и, при смыкании рук, закрывают глаза для медитации. После медитации инструктор подаёт команды «Мокусо-ямэ!» (открыть глаза), и «Наорэ!» (вернуться в исходное положение, т.е. в фудо-дати). Последующие команды для приветствия и в конце тре­нировки соответствуют процедуре, описанной для медитации в положении сидя, за исключением выполнения поклона. Поклон в положении стоя вы­полняется из стойки фудо-дати: руки сжатые в кулаки поднять и скрестить на уровне груди, затем опустить в исходное положение с одновременным наклоном верхней части туловища вперёд на 30°, не опуская взгляда. Одно­временно с поклоном произносится возглас «Осу!».

 

  • При большом количестве занимающихся (сборы, аттестация и т.д.), допускается сокращённая процедура приветствия в начале и в конце тренировки без медитации.

Перед входом в додзё инструктора ассистент инструктора или старший по степени выстраивает всех в «коробку» (в ряды), от старших поясов к младшим.

При входе в зал инструктора ассистент инструктора или старший по степени, первый с края в первом ряду, подаёт команду «(Сихан, Сэнсэй) ни рэй!». Все выполняют поклон с возгласом «Осу!».

Инструктор занимает место в центре, повернувшись в одном направлении со всеми, и подаёт команду «Сёмэн ни рэй!». Все выполняют поклон с воз­гласом «Осу!».

Инструктор поворачивается лицом ко всем, ассистент инструктора или старший по степени, первый с правого края в строю, подаёт команду «(Сихан, Сэнсэй) ни рэй!». Все выполняют поклон с возгласом «Осу!».

Инструктор может поприветствовать в иерархическом порядке находящихся в зале (Сихан, Сэнсэй, Сэмпай, Кохай, О-тогай). В этом случае, после каждо­го приветствия, выполняется поклон присутствующих с возгласом «Осу!». А инструктор может сразу подать команду «О-тогай ни рэй!» (поклон друг другу), или же просто подать короткую команду для всех — «Осу!». Все выполняют поклон с возгласом «Осу!».

Инструктор приступает к тренировке.

В конце тренировки инструктор подаёт команду «Сэйрэцу!» (построились, выровняли ряды). По команде все занимают свои места в «коробке», как перед тренировкой.

Инструктор, повернувшись в одном направлении, подаёт команду «Сёмэн ни рэй!». Все выполняют поклон с возгласом «Осу!».

Инструктор поворачивается, и ассистент инструктора или старший по сте­пени, крайний справа в первом ряду, подаёт команду «Сихан ни рэй!» (как пример). Все выполняют поклон с возгласом «Осу!».

Инструктор подаёт команду в иерархическом порядке:

«Сихан ни рэй!» «Сэнсэй ни рэй!» «Сэмпай ни рэй!» «Кохай ни рэй!»

После каждой команды все выполняют поклон с возгласом «Осу!».

Инструктор подаёт команду «О-тогай ни рэй!» (поклон друг другу). Все вы­полняют поклон с возгласом «Осу!».

Инструктор подаёт команду «Аригато годзаимасита!» (спасибо!), благодаря всех за тренировку.

Все, в знак благодарности, отвечают «Аригато годзаимасита!». Все выпол­няют поклон с возгласом «Осу!».

Инструктор покидает додзё, только после этого зал покидают все остальные, в установленном (ранее описанном) порядке.

Выходя из додзё, каждый выполняет поклон с возгласом «Осу!».

 

  1. Как вести себя во время тренировки.
  • во время тренировки нельзя покидать строй и передвигаться между ряда­ми без разрешения инструктора. Нельзя проходить между инструктором и первым рядом учеников.
  • если у вас во время тренировки возникла необходимость выйти из зала, поднимите руку, инструктор обратит на вас внимание. С разрешения ин­структора пройдите позади ряда, в котором вы находитесь, к ближайшему выходу;
  • находясь в додзё, обращайтесь к своему инструктору только как Сихан, Сэнсэй, Сэмпай;
  • нельзя в додзё во время тренировки разговаривать, смеяться, ругаться;
  • не садитесь без команды инструктора. Когда будет необходимо, инструк­тор даст команду «Ясумэ!» (расслабиться), и вы сможете сесть в позицию «Сэйдза» или «Андза»;
  • нельзя снимать никакую часть доги (кимоно) во время тренировки, пока инструктор не разрешит;
  • чтобы поправить доги или перевязать пояс, повернитесь спиной к инструк­тору, находящемуся впереди или к партнёру, если вы работаете в паре;
  • учитесь уважать пояс, как символ своих достижений в тренировках. После тренировки необходимо высушить пояс, но не стирать его;
  • внимательно слушайте указания инструктора. Помните, что инструктор не будет от вас требовать ничего сверх меры;
  • на тренировке вы должны работать с полной отдачей, максимально кон­центрируя своё внимание на заданиях инструктора;
  • относитесь к инструктору так, как хотели бы вы, чтобы он относился к вам;
  • дисциплина и послушание в додзё во время тренировки позволяет пол­ноценно получать знания, ускоряя процесс обучения, развивает доверие между инструктором и учеником;
  • если вы не можете тренироваться в полном объёме, имея травму или недуг, скажите об этом инструктору и, если он разрешит, можете в конце зала, де­лая упражнения не в полную силу, принять участие в тренировке. Когда вы не можете тренироваться даже в более лёгкой форме, но хотели бы попри­сутствовать на трибуне, спросите разрешения инструктора;
  • не приглашайте для кумитэ бойцов более высокой степени. Однако не от­казывайтесь, если вас пригласил боец с высокой степенью, проявите в пое­динке все свои навыки, помня об уважении к старшим. Знайте, что опытный партнёр рассчитывает силу своих ударов с учётом вашей квалификации.

Примечание: если нанесённый удар привёл к сбою дыхания и паузе в кумитэ, следует с возгласом «Осу!», поклонится сопернику, а тот, кто нанёс удар, не должен проявлять победных возгласов, жестов и т.д. Поединок должен быть продолжен, как только вы к этому будете готовы;

  • после тренировки инструктор может для уборки додзё привлечь младших учеников или, в качестве наказания, опоздавших на тренировку.

 

  1. Общие требования к занимающимся Кёкусинкай каратэ.
  • не тратьте впустую своё время и время окружающих, если не можете се­рьёзно и с уважением относится к тренировкам каратэ Кёкусинкай;
  • страх, неуверенность в себе, самолюбие и огромное количество комплек­сов вы сможете побороть только преступив порог додзё, постепенно изу­чая и познавая шаг за шагом каратэ Кёкусинкай;
  • не надейтесь, что познания и умение придут быстро. Приложите стара­ние, трудолюбие и усердие, для осознания истинного духа карате Кёку­синкай;
  • знайте, что искусству каратэ Кёкусинкай невозможно научиться по книгам и фильмам;
  • полноценная передача традиций боевого искусства каратэ Кёкусинкай осу­ществляется непосредственно от мастера к ученику в живом тренировоч­ном процессе;
  • не доверяйте самоучкам и неквалифицированным инструкторам. Выби­райте только официально аккредитованную федерацию с многолетней историей;
  • не допускайте сплетен, интриг и оскорблений в адрес других учеников, а также в адрес иных видов восточных единоборств;
  • помните, что какого бы уровня вы не достигли, вы должны вести себя вежливо и уравновешенно, быть сдержанным, благоразумным и этичным во всех ситуациях;
  • обязанность каждого ученика — вести себя достойно, не нанося вреда ре­путации каратэ Кёкусинкай;
  • запрещено применять технику каратэ Кёкусинкай для причинения целена­правленного вреда другому человеку, за исключением тех случаев, когда вашей жизни или жизни ваших близких угрожает реальная опасность.
 

Сборы

 

События

   
 
В ближайшее время сборов нет
Все сборы

 
В ближайшее время событий нет
Все события

 
Фотоотчеты Видеоотчеты События Новости Статьи Интервью Блог

КЁКУСИНКАЙ

КЁКУ - означает предел.
СИН - истина или реальность.
КАЙ - встречаться, соединяться, связывать.