ул.Урицкого 3, школа №137
8 909 371-32-25
Самара, ул.22 Партсъезда, д.15 «А»
(846) 995-90-71
|
Этикет Додзё в Кёкусин IFK/ФКР Предисловие Этикет додзё — часть традиционной японской воинской культуры, в которой определены общезначимые нормы уважительных взаимоотношений адептов воинских искусств в рамках определённого сообщества. В этикете воплощены различные аспекты культурных, духовных и моральных ценностей сообщества, строгая дисциплина достойного поведения, соответствующего духу традиции, понятиям чести, совести, благородным воинским идеалам. Собственно дисциплина поведения адепта воинского искусства является основой его продуктивного освоения и залогом обретения подлинного мастерства. В современной традиционной практике занятий кёкусин-каратэ и в спортивных мероприятиях сохраняются определённые нормы поведения и общения. Они отличаются и варьируются в деталях при проведении соревнований по кумитэ, ката, тамэсивари, на тренировках в спортивном зале, но сохраняют свою суть. Это гармония уважительных взаимоотношений адептов традиционных воинских искусств, искусств будо, т.е. «воинского пути». Этикет додзё, востребованный в тренировочном зале, имеет к спорту лишь косвенное отношение. В традиционном понимании додзё — «место, где ищут путь». Это не обычный спортзал, а место для самопознания в поиске «абсолютной истины», которую олицетворяет школа Кёкусинкай. Дисциплина и атмосфера в додзё помогают настроиться и сосредоточиться на целях и задачах обучения. Дух додзё, его особая энергетика, в немалой мере создаются поведением присутствующих, которое регламентируется этикетом додзё. Следование традиционному этикету школы, соблюдение определённых правил поведения в зале не должны превращаться в фанатично догматическое их воспроизведение. Со стороны учеников оно должно быть наполнено искренним чувством уважения к старшим — наставникам, которые направляют на «путь истинный», помогают преодолевать трудности и всегда готовы прийти на помощь. Это означает, что и старшие изначально должны быть настроены на воспитание полноценных мастеров, воинов, достойных граждан и патриотов своей страны.
Этикет додзё — не догма, он изменяется со временем и варьируется в каждой организации сообразно историко-социальным условиям, культурным и религиозным традициям. Примером может послужить, в частности, этикет додзё, принятый в Международной Федерации Каратэ, IFK, Ханси Стивом Арнейлом. Как известно, Ханси отказался от «молитвенной» декламации «Клятвы додзё», введённой в обиход Масутацу Оямой. По признанию Ханси, первой причиной было то, что в тексте клятвы, помимо общезначимых принципов воинского пути, шла речь о религиозных предпочтениях японцев, а именно о «богах» (синтоизма) и Будде, что вызывало протест, прежде всего, у представителей монотеистических религий из других стран. Вторая причина — это формализация, «заритуализованность» самой процедуры, провоцировавшая неискренность и лицемерие тех, кто произносил правильные слова, но вёл себя прямо противоположным образом. С этим в IKO приходилось сталкиваться постоянно. Поэтому Ханси Стив Арнейл в этикете додзё новой международной организации, IFK, сохранил лишь его суть — принцип взаимного уважения адептов Кёкусин Будо-каратэ. Таким образом, в IFK были установлены основные правила поведения в зале, которые могли варьироваться в разумных пределах инструкторами в зависимости от задач и конкретных обстоятельств. Однако общие структурные основы этикета додзё сохраняются. Как таковые, они позволяют адептам Кёкусин IFK из разных стран, представителям разных культурных и религиозных традиций, находясь в одном «месте, где ищут путь», выражать взаимное уважение, устанавливая с «попутчиками» доверительные, дружеские, а порой и братские, отношения. Именно эти первоосновы этикета додзё IFK/ФКР (от психофизического настроя на тренировку в зале до её осмысленного проведения и завершения) являются предметом нашего внимания. Следует подчеркнуть, что все нормы поведения участников тренировок в зале регулируются традиционными командами на японском языке. В сущности, это специальный язык международного общения в рамках школы Кёкусинкай. Его обязаны знать все члены IFK, чтобы понимать происходящее в зале и выполнять ключевые команды независимо от знания английского языка (современного языка международного общения). Ограниченный по объёму язык японских терминов и команд именуется по-английски «додзё джэпаниз». В него входят и команды с объявлением названия различных техник, видов кумитэ и ката, выполняемых в зале, и команды, связанные непосредственно с выполнением требований и норм этикета додзё. О них далее и идёт речь.
1-й способ применяется при небольшом количестве занимающихся, до 20 человек, и, если вход в додзё находится в прямой видимости инструктора. Войдя в зал, выполнив поклон с возгласом «Осу!», сядьте в сэйдза (на колени) лицом к задним рядам, закрыв глаза (мокусо). Когда инструктор обратится к вам, подойдите к инструктору, выполните поклон с возгласом «Осу!», извинитесь за опоздание и спросите разрешение встать в строй. Если инструктор разрешил, вы выполняете поклон с возгласом «Осу!», затем поворачиваетесь лицом к строю, выполняете поклон с возгласом «Осу!» и какой бы степенью вы не обладали, становитесь последним в строю. Если инструктор вас не допустил к тренировке, без обсуждения выполняете поклон с возгласом «Осу!» и удаляетесь из зала. 2-й способ применяется при большом количестве занимающихся, более 20 человек, (сборы, аттестационный экзамен и т.д.), так же, если вход находится в отдалённой части зала. Опоздав, вы должны при входе в зал (додзё) выполнить поклон с возгласом «Осу!», принять упор лёжа на сэйкэн (кулаки) и отжаться 20 раз. После подойти к инструктору, выполнить поклон с возгласом «Осу!», извиниться за опоздание и спросить разрешение встать в строй. Последующие действия соответствуют 1-му способу.
В додзё IFK/ФКР в начале и в конце тренировки практикуются упорядоченные формы коллективной медитации и взаимные приветствия. Мы не используем углублённую медитацию как самостоятельную духовную практику. Наша задача использовать оздоровительные психофизические формы саморегуляции с помощью мысленного настроя на тренировочный процесс, а также после тренировки для снятия напряжения. Существует 4 позиции для медитации: сидя, стоя, лёжа, при ходьбе. В Кёкусинкай используются положения сидя и стоя.
По команде инструктора «Сэйрэцу!» (построились, выровняли ряды) в течение 5 секунд все должны построиться, в соответствии со своей степенью (поясом), в иерархическую лестницу от старших поясов к младшим с правого фланга. По команде инструктора «Сэйдза!», все усаживаются на колени (ягодицы на пятках), расстояние между коленями два кулака, руки собраны в кулаки и упираются в изгибы бёдер, локти слегка согнуты. Все должны соблюдать расстояние в рядах, локоть к локтю, а дистанция между рядами должна быть примерно один шаг. Если у кого-то травма коленного сустава, бедра или возрастные ограничения, можно заменить позицию на «Андза», скрестив ноги перед собой. По команде инструктора «Мокусо!» (закрыть глаза) — закрывают глаза для медитации. По команде инструктора «Мокусо ямэ!» (открыть глаза) — открывают глаза. Примечание: В ранних традициях Кёкусинкай первый поклон был «Синдзэн ни рэй!» (поклон богам) и имел религиозный смысл. Ханси Стив Арнейл по этой причине убрал этот поклон в Международной Федерации Каратэ (IFK).
Все выполняют поклон с возгласом «Осу!».
Все выполняют поклон с возгласом «Осу!».
Все выполняют поклон с возгласом «Осу!». «Сэнсэй ни рэй!», поклон «учителю», обладающему 3-4 даном. Все выполняют поклон с возгласом «Осу!». «Сэмпай ни рэй!», поклон «старшим ученикам» (до 2 дана включительно). Все выполняют поклон с возгласом «Осу!». «Кохай ни рэй!», поклон «младшим ученикам». Все выполняют поклон с возгласом «Осу!». «О-тогай ни рэй!», поклон «друг другу». Все выполняют поклон с возгласом «Осу!». После приветствий инструктор подаёт команду «Татэ!» (встать), вся процедура выполнена, и инструктор продолжает тренировку.
Инструктор покидает додзё, только после этого поочерёдно первый ряд старших поясов поворачиваются к младшим поясам, и все выполняют поклон с возгласом «Осу!». Стоящие в первом ряду поворачиваются к рядом стоящим и выполняют поклон с возгласом «Осу!». Возможно рукопожатие двумя руками с поклоном и возгласом «Осу!». После этого все стоявшие в первом ряду покидают строй. Та же процедура воспроизводится в каждом ряду. Последними уходят «Кохаи» (младшие ученики).
После построения в иерархическом порядке инструктор подаёт команду «Фудо-дати!» (стойка ожидания). Все принимают позицию с возгласом «Осу!». Инструктор подаёт команду «Мокусо!» (закрыть глаза). Примечание: для перехода в стойку мусуби-дати (стойка для медитации), отдельно команда не подаётся. Все принимают позицию мусуби-дати и, при смыкании рук, закрывают глаза для медитации. После медитации инструктор подаёт команды «Мокусо-ямэ!» (открыть глаза), и «Наорэ!» (вернуться в исходное положение, т.е. в фудо-дати). Последующие команды для приветствия и в конце тренировки соответствуют процедуре, описанной для медитации в положении сидя, за исключением выполнения поклона. Поклон в положении стоя выполняется из стойки фудо-дати: руки сжатые в кулаки поднять и скрестить на уровне груди, затем опустить в исходное положение с одновременным наклоном верхней части туловища вперёд на 30°, не опуская взгляда. Одновременно с поклоном произносится возглас «Осу!».
Перед входом в додзё инструктора ассистент инструктора или старший по степени выстраивает всех в «коробку» (в ряды), от старших поясов к младшим. При входе в зал инструктора ассистент инструктора или старший по степени, первый с края в первом ряду, подаёт команду «(Сихан, Сэнсэй) ни рэй!». Все выполняют поклон с возгласом «Осу!». Инструктор занимает место в центре, повернувшись в одном направлении со всеми, и подаёт команду «Сёмэн ни рэй!». Все выполняют поклон с возгласом «Осу!». Инструктор поворачивается лицом ко всем, ассистент инструктора или старший по степени, первый с правого края в строю, подаёт команду «(Сихан, Сэнсэй) ни рэй!». Все выполняют поклон с возгласом «Осу!». Инструктор может поприветствовать в иерархическом порядке находящихся в зале (Сихан, Сэнсэй, Сэмпай, Кохай, О-тогай). В этом случае, после каждого приветствия, выполняется поклон присутствующих с возгласом «Осу!». А инструктор может сразу подать команду «О-тогай ни рэй!» (поклон друг другу), или же просто подать короткую команду для всех — «Осу!». Все выполняют поклон с возгласом «Осу!». Инструктор приступает к тренировке. В конце тренировки инструктор подаёт команду «Сэйрэцу!» (построились, выровняли ряды). По команде все занимают свои места в «коробке», как перед тренировкой. Инструктор, повернувшись в одном направлении, подаёт команду «Сёмэн ни рэй!». Все выполняют поклон с возгласом «Осу!». Инструктор поворачивается, и ассистент инструктора или старший по степени, крайний справа в первом ряду, подаёт команду «Сихан ни рэй!» (как пример). Все выполняют поклон с возгласом «Осу!». Инструктор подаёт команду в иерархическом порядке: «Сихан ни рэй!» «Сэнсэй ни рэй!» «Сэмпай ни рэй!» «Кохай ни рэй!» После каждой команды все выполняют поклон с возгласом «Осу!». Инструктор подаёт команду «О-тогай ни рэй!» (поклон друг другу). Все выполняют поклон с возгласом «Осу!». Инструктор подаёт команду «Аригато годзаимасита!» (спасибо!), благодаря всех за тренировку. Все, в знак благодарности, отвечают «Аригато годзаимасита!». Все выполняют поклон с возгласом «Осу!». Инструктор покидает додзё, только после этого зал покидают все остальные, в установленном (ранее описанном) порядке. Выходя из додзё, каждый выполняет поклон с возгласом «Осу!».
Примечание: если нанесённый удар привёл к сбою дыхания и паузе в кумитэ, следует с возгласом «Осу!», поклонится сопернику, а тот, кто нанёс удар, не должен проявлять победных возгласов, жестов и т.д. Поединок должен быть продолжен, как только вы к этому будете готовы;
|
Сборы |
События |
||||||
В ближайшее время сборов нет
Все сборы |
В ближайшее время событий нет
Все события |
|
|||||
КЁКУСИНКАЙ
КЁКУ - означает предел.
СИН - истина или реальность. КАЙ - встречаться, соединяться, связывать. |
СФКК 2009 - 2011 Каратэ Кекусинкай |
Главная Преподаватели Контакты | Дизайн сайта - A.Stelmakh Создание сайта - WebBird |